Skip to main content

Семинар для педагогов-психологов проекта специализированных классов «Разработка и организация психолого-педагогического сопровождения специализированных классов в 2013-2014 учебном году: анализ проектирования программ»

Четвертый год на территории Новосибирской области реализуется проект специализированных классов математической и естественнонаучной направленности для наиболее способных и одаренных школьников. С первого года обучения школьников в специализированных классах развивается практика психолого-педагогического сопровождения - комплекс мер, направленных на обеспечение соответствия специализированных условий обучения и воспитания адресной группе наиболее способных и одаренных детей, - их возрастным возможностям, особым познавательным потребностям, индивидуальным особенностям. 

Организационно-методический семинар для педагогов-психологов, сопровождающих учеников специализированных классов в 2013 – 2014 году объединил специалистов, осуществляющих данное направление деятельности на протяжении нескольких лет, а также педагогов-психологов, включившихся в проект впервые. Практика разработки и организации сопровождения показала, что существует ряд трудностей, проявляющихся уже на стадии проектирования психолого-педагогической работы. К их числу можно отнести сложности определение ключевых направлений психологической работы с классом, выделяемых в результате профессионального анализа результатов психодиагностики, постановку задач, и, соответствующих им, предполагаемых результатов организации психологической работы, проектирование адекватных поставленным задачам мероприятий развивающего, консультативного и просветительского характера. Разбор и экспертиза существующих программных разработок педагогов-психологов за 2010-2013 гг. позволили проанализировать  типичные ошибки проектирования, понять особенности структурирования содержания программы, соотнести  целесообразность запланированных психологических мероприятий с определяемыми целями и задачами. Для проведения подробного анализа программ, и, главное, для повышения уровня их проектирования на семинаре были представлены «Методические рекомендации по проектированию программ психолого-педагогического сопровождения специализированных классов». Семинар разработан и проводился ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН» (Е.В. Демина, канд.психол.н., Ю.В. Елизарова, педагог-психолог) в сотрудничестве с Т.П. Абакировой, канд.психол.н.,  заместителем директора по НМР ГБОУ НСО ОЦДК.

 На семинаре представлен план мероприятий для педагогов-психологов специализированных классов на 2013-2014 уч.год, а также анонсы мастер-классов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных школьников на базе ОУ-участников проекта. Педагоги-психологи кратко раскрыли содержание разрабатываемых ими мероприятий (мастер-классов), обозначили их роль и место в развитии практики сопровождения наиболее способных и одаренных школьников.

  • Практикум использования методик единого психодиагностического комплекса, рекомендованного для специализированных классов (мастер-класс на базе МОУШ-И «Лицей №7» г. Бердска», педагог-психолог высш.кв.кат. Т.В. Шушакова);

    На мастер-классе будут представлены процедуры проведения методик психодиагностического обследования, входящих в психодиагностический минимум, а также проанализирован опыт их применения в условиях специализированного обучения.  

  • Презентация Рабочей тетради для учеников «Я и мир вокруг меня» (Уроки психологии в специализированных классах) и методического пособия для педагога-психолога спецклассов» (мастер-класс на базе МБОУ Гимназия №12, педагог-психолог высш.кв.кат., канд.пс.н. Н.В. Гетман);

    Мастер-класс посвящен представлению опыта проектирования психолого-педагогического сопровождения учащихся 9-го специализированного класса,  к обсуждению представлено разработанное педагогом-психологом методическое пособие по ведению психологических занятий с учениками специализированных классов.     

  • Мастер-класс по развитию компетенций командного взаимодействия учеников специализированных классов (МБОУ «Экономический лицей, педагог-психолог высш.кв.кат. И.А. Коновалова);

    На мастер-классе будет проведено занятие по развитию коммуникативных компетенций учеников специализированных классов в решении групповых задач повышенной сложности, проведена рефлексия системной образовательной работы педагога-психолога в данном направлении.          

  • Мастер-класс по разработке личностно-ресурсной карты как инструмента саморазвития учеников специализированных классов (МАОУ Лицей №9, педагог-психолог Н.А. Кокорина).

    На мастер-классе будут представлены к обсуждению направления коллегиальной работы педагога-психолога, тьютора, классного руководителя по построению индивидуального образовательного маршрута одаренного школьника, включающего разработку психологической личностно-ресурсной карты ученика как инструмента постановки и реализации задач его личностного саморазвития.

Также педагогами-психологами специализированных классов определен психодиагностический минимум, рекомендованный в 2013-2014 уч.году для обязательного использования в сети специализированных классов при проведении входного и итогового психодиагностического обследования учеников, составленный из числа методик, вошедших в Единый психодиагностический комплекс специализированных классов. В него вошли: Тест Тулуз-Пьерона или*Теппинг-тест Ильина  (комп.вар. «АМАЛТЕЯ») (ПМД, Когнитивная сфера), Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой (регуляторно-волевая сфера), Методика оценки ситуативной и личностной тревожности  Ч.Д. Спилберга (Аффективно-эмоциональная сфера),  Методика диагностики социально-психологической адаптации  К.Роджерса и Р.Даймонда (СПА) (Коммуникативная сфера).                  

Педагоги-психологи отметили содержательность, структурированность и практикоориентированность семинара, и, особенно востребованность разработки методических рекомендаций. По замечаниям специалистов сопровождения специализированных классов семинар помог выделить «слабые» места в собственном проектировании, а также в разработке программы, акцентировал внимание на проработке конкретных проблем в её построении. Также педагоги-психологи отметили важность совместного с коллегами обсуждения особенностей и специфики проектирования программ ПП-сопровождения, которое помогают глубже вникнуть в суть содержания, увидеть общие для многих затруднения в проектировании. «Спасибо за поддержку и развитие данного направления работы», «Хороший заряд для работы!», «Ждем новых встреч, готовы делиться опытом, знакомиться с опытом коллег!».

 

Е.В. Дёмина,

руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности  ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН»                               

© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна