Skip to main content

Итоговые события для педагогов-психологов специализированных классов

Яркими событиями, на которых педагоги-психологи имели возможность подвести итоги и обсудить результаты сопровождения специализированных классов за год, стали отчетный семинар «Результаты организации психолого-педагогического сопровождения специализированного класса в общеобразовательном учреждении», прошедший в Технопарке Академгородка 23 мая, а также Всероссийская научно-методическая конференция «Современные подходы и системы профильного обучения в российской школе», подсекция «Психолого-педагогическое сопровождение развития индивидуальности одаренного школьника», состоявшаяся 4-6 июня в СУНЦ НГУ.

Отчетный семинар прошел в формате представления педагогами-психологами материалов реализации в ОУ мероприятий разработанной программы психолого-педагогического сопровождения. Свою работу по развитию практики психолого-педагогического сопровождения наиболее способных и одаренных детей в формате слайд-презентации или стендового доклада представили 34 образовательных учреждений проекта.

 

Анализ практики психолого-педагогического сопровождения в различных образовательных учреждениях проекта первого-третьего года участия в нем показывает, насколько по-разному могут быть решены вопросы преодоления трудностей адаптации к условиям специализированного обучения, вопросы психологической поддержки процессов развития классных коллективов и совершенствования межличностных отношений, личностного и профессионального самоопределения учащихся. По-прежнему, самыми эффективными формами сопровождения одаренного школьника выступают возможности коллегиального профессионального взаимодействия внутри педагогического коллектива. Динамику такого взаимодействия в проекте специализированного класса отмечают многие психологи.

Интересной практикой текущего года стал опыт выездных совместных с педагогами и родителями мероприятий специализированных классов, опыт сотрудничества с психологическим центром в проведении тренинговых погружений «Тимбилдинг», «Тренинг развития креативности, познавательной активности и развития потребности в самореализации», «Тайм-менеджмент». Особый интерес представляют разработанные педагогами-психологами проекта тренинговые занятия по развитию навыков эффективного общения, навыков целеполагания, самостоятельности, построение временной перспективы. Вниманию участников семинара была представляет практика вовлечения учеников специализированных классов к участию в психологическом лицейском клубе с выпуском литературно-психологического журнала, организация сетевого взаимодействия одаренных школьников, использование интерактивных форм взаимодействия. Актуальными практически для всех школ проекта выступают занятия, направленные на процессы самопознания учеников специализированных классов, открытие особенностей своего индивидуального психологического развития, особенностей развития одноклассников, обсуждение сильных и слабых сторон различных поведенческих особенностей, стратегий реагирования в пограничных ситуациях и т.п. 

 

Данные проведенных психологических исследований динамики социально-психологического развития учеников специализированных классов были представлены специалистами сопровождения на Всероссийской научно-методической конференции «Современные подходы и системы профильного обучения в российской школе» (4-6 июня 2013г). Педагоги-психологи Н.М. Марьясова (Аэрокосмический лицей), С.Ф. Дзенис (Лицей №176), М.В. Плеханова (Гимназия №7 «Сибирская») представили анализ результатов психолого-педагогического сопровождения, организованного в своем ОУ. Лидерство в развитии одаренности учеников специализированного класса, проблемы формирования навыков целеполагания и самоорганизации в условиях специализированного обучения, изучение психологических факторов успешности обучения в спецклассе, - круг вопросов, который выступил предметом профессиональных усилий педагогов-психологов.

 

 

Мастер-класс в форме техно-игры по выработке творческой групповой позиции на психолого-педагогическое сопровождение коммуникативного развития наиболее способных и одаренных подростков провела педагог-психолог Т.В. Шушакова (Лицей-интернат №7 г.Бердск).

     Особенности специальных образовательных условий, необходимых для развития индивидуальности одаренного школьника, проанализировала Т.П. Абакирова, к. психол. н.,зам. директора по НМР ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования». Были выделены такие составляющие современного подхода при разработке рекомендаций психолога как диагностика подростка и социальной ситуации его развития, выявление причин социально-психологических затруднений подростка в виде несовпадения подростка и среды, действия взрослых по преодолению возникшего несовпадения, ответственность за отслеживание динамики развития.

Участники подсекции «Психолого-педагогическое сопровождение развития индивидуальности одаренного школьника» отметили актуальность и направленность на практику всех сообщений выступающих, а также выразили намерение продолжать развитие профессиональной деятельности в данном направлении.

 

Е.В. Дёмина,

руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности  ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН»

 

 

© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна