Skip to main content

Семинар для педагогов-психологов проекта специализированных классов «Развитие эмоциональной отзывчивости интеллектуально одаренных подростков»

Серию обучающих семинаров по проблемам развития коммуникативных компетенций наиболее способных и одаренных подростков, а также поиску путей преодоления барьеров личностного развития средствами психологической работы продолжил семинар «Развитие эмоциональной отзывчивости интеллектуально одаренных подростков», который состоялся 4 апреля 2013 года в Центре дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН».

Семинар вели Алевтина Геннадьевна Ряписова, зав. кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ, канд. пед. наук, профессор, Екатерина Викторовна Дёмина, канд. психол. наук, руководитель направления ППС ГБОУ ДОД НСО «Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН»» при активном участии 25 педагогов-психологов ОУ специализированного естественнонаучного и математического обучения.

          

Семинар был посвящен вопросам развития эмпатии интеллектуально одаренных подростков как способности человека «к произвольной эмоциональной отзывчивости и вчувствования в скрытый смысл слов и действий другого» (И.М. Юсупов). При этом понимание эмпатии как психологического процесса определило и рассмотрение соответствующих уровней её развития:

  • когнитивный (понимание психического состояния другого без изменения своего состояния);
  • эмоциональный (понимание состояния другого и сопереживание на основе децентрации);
  • действенный (понимание, сопереживание и поддержка, в т.ч. с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации).

Под эмпатийностью личности понимают, прежде всего, душевность, сер­дечность, способность к сопереживанию, к сочувствию, к установлению духовного контакта с людьми. Именно это свойство личности устанавливает сопричастность человека с миром и мира с человеком, о чем образно писал К.Юнг, акцентируя внимание на том, что эмпатийность способствует включению се­бя в мир и мира – в себя. Развитие данного качества предполагает освоение человеком таких внутренних действий как проекция и интроекция, децентрация, готовность оказывать поддержку и помощь другому. Среди способов развития эмоциональной отзывчивости подростков в психологической и педагогической практике признаны эффективными такие методы, как моделирование эмпатийного взаимодействия, воздействие положительным примером различными средствами, в том числе и средствами массовой информации, и, особенно такой метод развития эмпатии, как воспитание эмоционального отклика средствами искусства.

Ещё Б.М. Теплов, описывая в известных трудах по психологии музыкальных способностей эмоциональное переживание музыки как выражение некоторого её содержания, указывал, что эмоциональная отзывчивость выступает, прежде всего, смысловым переживанием. Значимость комплексного воздействия искусства на личностное развитие подростка убедительно доказал выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, назвав «треугольник» – музыку, литературу и живопись – основой всей системы художественного воспитания и развития эмоциональной сферы личности.

       

            Для организации эффективной психологической работы в аспекте развития эмоциональной отзывчивости подростков, усиления проживания эмоционально насыщенного содержания, активизации психических познавательных процессов – мышления, воображения, переживания чувств – в центре внимания семинара оказался метод кейс-стади (от английского case – случай, ситуация).

Суть кейс-метода (сase study)  в том, что подросткам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Таким образом,

  • кейс - это описание реальной ситуации,
  • кейс - это «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE),
  • кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения,
  • кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности",
  • кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).

 

В ходе семинара участники проанализировали сущность и специфику кейс-стади как метода интерактивного обучения, обсудили вопросы подготовки и проведения занятия с применением анализа конкретных ситуаций. Важно, что метод кейс-стади позволяет интеллектуально одаренным подросткам продемонстрировать логическое мышление, аналитические способности, умения устанавливать причинно-следственные связи, исследовать альтернативные подходы, «просеивать» информацию, выдвигать гипотезы и др. Вместе с тем, применение именно кейс-стади как интерактивного метода предусматривает высокую эмоциональную включенность участников обсуждения ситуации, содержит значительный потенциал для развития эмоциональной отзывчивости подростков: побуждает их занимать активную позицию, способствует становлению социально-ценных качеств – самостоятельности, инициативности, ответственности, развивает коммуникативные умения и позволяет научиться работать в команде. Методически грамотное применение метода кейс-стади способно оказать влияние на развитие системы ценностей подростков и их жизненных установок.

В ходе семинара участники активно и заинтересовано анализировали специально подобранные, актуальные для развития интеллектуально одаренных подростков ситуации, представленные средствами видео на материале художественных фильмов «Одиночество простых чисел» (2010) и «Расписание на послезавтра» (1978). Результаты группового обсуждения отразили высокий уровень компетентности и профессионализма участников и, что важно, - способствовали решению реальных актуальных проблем в работе психологов с интеллектуально одаренными учащимися специализированных классов.

В заключение семинара участники высказали свое мнение по поводу его организации и содержания.

Участник семинара: Эффективность семинара очень высокая. Спасибо!

Участник семинара: Спасибо огромное за семинар. Обязательно постараюсь применить на практике в работе с учениками специализированного класса полученную информацию.

Участник семинара: Великолепно!

Участник семинара: В своей психологической практике я применяю просмотр художественного фильма и его обсуждение. Данную подборку буду применять на практике в работе с одаренными детьми.

Участник семинара: Интересно! Познавательно! Практично!

Участник семинара: Огромное спасибо! Информация своевременная, сразу появилось много идей по работе с учениками специализированного класса.

Участник семинара: Сложная тема, но очень интересная. Замечательная подборка материалов для практики! Огромное спасибо!

Участник семинара:  Семинар замечательный.  Хочется еще раз пережить эти моменты…

Участник семинара: Всегда с удовольствием посещаю семинары сети спецклассов!

Участник семинара: Семинар очень содержательный, интересный, безусловно, полезный для работы с одаренными детьми. Полученный опыт имеет практическую ценность.

Участник семинара: Спасибо за подбор содержательного материала!

Участник семинара: Понимаю сложности разработки таких пакетов – сase study, тем не менее, жаль, что таких методик мало. В то же время именно в этой работе есть стимул к творчеству.

Участник семинара: Спасибо за работу по актуальной теме, получила ценную информацию, с нетерпением буду ждать наших новых встреч на сетевых семинарах.

 

Е.В. Дёмина,

руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности  ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН»

 

 

© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна