Skip to main content

Результаты семинара для педагогов-психологов сети специализированных классов

Часто дети с признаками одаренности вольно или невольно создают своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы вредны как для ребенка, так и для самого учителя. Поэтому, учитывая психологические, дидактические и иные особенности обучения и развития одаренных детей, в качестве немаловажной составляющей профессиональной компетентности учителя в работе с одаренными школьниками можно выделить  его психолого-педагогическую компетентность.

Психолого-педагогическая компетентность понимается как совокупность отдельных качеств личности, которые «обусловливаются высоким уровнем её психолого-педагогической подготовленности» (Н.В. Кухарев) и представляет согласованность между его знаниями, практическими умениями и реальным поведением в процессе педагогического взаимодействия. К структуре психолого-педагогических (п-п) компетенций относят п-п грамотность, п-п умения, а также – профессионально значимые личностные качества, - неотделимые от процесса педагогической деятельности личностные качества самого учителя. На практике понимание чрезвычайной значимости таких качеств обычно выражается в краткой формуле: «Для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» взрослый».

Обсуждению психологических компонентов в структуре профессионально значимых личностных качеств в работе с одаренными школьниками был посвящен семинар Центра дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН», который состоялся 7 февраля 2013 года в МБОУ Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка». Семинар вели Татьяна Иннокентьевна Кулевцова, Людмила Константиновна Водолазская, специалисты ГОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», Екатерина Викторовна Дёмина, канд. психол. наук, руководитель направления ППС ГБОУ ДОД НСО «Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН»» при активном участии 25 представителей ОУ специализированного естественнонаучного и математического обучения – педагогов-психологов и педагогов

  

        

Участников проекта специализированных классов встречала педагог-психолог Аэрокосмического лицея (АКЛ) Наталья Михайловна Марьясова. Наталья Михайловна познакомила участников семинара с содержанием своей работы по психолого-педагогическому сопровождению специализированных классов лицея, которое строится на вариативном уровне. Взаимодействие педагогов, работающих в специализированных классах, педагога-психолога, классных руководителей в направлении индивидуализации обучения наиболее способных и одаренных школьников, преодоления трудностей развития в АКЛ ведется в режиме работы 4-х психолого-педагогических консилиумов. Одной их эффективных форм развития социальных компетенций учеников, содействия их профессиональному самоопределению в АКЛ выступает традиционная Аэрокосмическая игра. Игра состоит из двух этапов – городского (с октября по март) и выездного (шесть дней на весенних каникулах на территории загородного лагеря), носит профильный характер: сюжет игры всегда связан либо с авиацией, либо с космонавтикой. Игра создаёт условия для конструктивного общения обучающихся специализированных классов не только в своем классном коллективе, но и с коллективом лицея в целом. В ходе игры педагогом-психологом решаются такие важнейшие задачи как совместное с педагогами проектирование содержания игры, направленного на развитие способностей старшеклассников к выбору, развитие лидерских качеств личности подростков, навыков конструктивного общения (в рамках занятий «Школы командиров»), формирование навыков командной работы, преодоление конфликтов и кризисных ситуаций в развитии малой группы при решении поставленной задачи. По окончании Игры проводится её психологический анализ с командирами и педагогами на основании наблюдений участников Игры и результатов анкетирования.

 

          

Участники семинара актуализировали знания о психологических компонентах профессионально-значимых личностных качеств педагога (рефлексивность, гибкость, способность к сотрудничеству и т.д.),  определили понимание каждого из них, а также познакомились с методикой оценки коммуникативных компетенций в педагогической деятельности. Обсуждались преимущества интерактивных форм взаимодействия, способствующих проявлению личной позиции, активному принятию содержания.

Е.В. Дёмина,

руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности  ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН»

 

© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна