Skip to main content

Семинар для педагогов-психологов проекта специализированных классов «Проблемы развития коммуникативных компетенций наиболее способных и одаренных подростков»

Обсуждению проблем развития коммуникативных компетенций наиболее способных и одаренных подростков, а также поиску путей их преодоления средствами психологической работы был посвящен семинар Центра дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН», который состоялся 24 января 2013 года в МАОУ Гимназия №11 «Гармония». Участников проекта специализированных классов встречали педагоги-психологи гимназии Константин Викторович Захаров и Ольга Сергеевна Тепанова.

Семинар вели Алевтина Геннадьевна Ряписова, канд. пед. наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ, Екатерина Викторовна Дёмина, канд. психол. наук, руководитель направления ППС ГБОУ ДОД НСО «Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН»» при активном участии более 20 представителей ОУ специализированного естественнонаучного и математического обучения – педагогов-психологов и тьюторов.

Семинар продолжил обсуждение задач развития коммуникативной сферы наиболее способных и одаренных обучающихся. При рассмотрении опросников диагностики коммуникативной сферы, вошедших в «Комплекс методик, рекомендованных для проведения психодиагностического обследования учеников специализированных классов», педагоги-психологи обсудили критерии (шкалы) инструментария, а также определили оптимальные ситуации для использования каждой из методик. Так, для скринингового исследования целесообразно использовать Опросник КОС-2. Опросник СПА является более ресурсозатратным и поэтому наиболее подходит для ситуации углубленного группового обследования  коммуникативной сферы школьников, выявления причин трудностей её развития (особенности принятия подростком других и себя, его интернальности и т.д.) Тест Тимоти Лири предлагается использовать в ситуации углубленного индивидуального обследования с целью диагностики межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми, выявления стиля поведения обучающегося, связанного с его индивидуально-типологическими особенностями, – свойствами характера и темперамента.

На примере представления психологического портрета интеллектуально одаренного подростка педагоги-психологи рассмотрели вопросы ресурсности и дефицитарности сторон асинхронного развития, выделили направления актуальной психологической работы, сформулировали задачу развития.

Обсуждению форм и методов психологической работы по преодолению дефицитов развития коммуникативной сферы одаренных подростков была посвящена дальнейшая работа семинара. Одной из частотных задач развития, связанных с преодолением коммуникативных проблем одаренных подростков, выступает задача развития эмпатии и  эмоциональной осведомленности, которая может решаться путем расширения диапазона положительных чувств подростка, различений эмоциональных состояний другого человека по невербальным признакам и формирования умений адекватного выражения своего эмоционального отношения. Участникам семинара была предложена система тренинговых упражнений, целенаправленно ориентированная на развитие эмоциональной отзывчивости подростков.             

Как признали практические психологи, в аспекте развития коммуникативной сферы подростков актуальной является задача развития гибкости их речевого поведения, расширения речевого репертуара и формирования навыков публичного выступления. Упражнения речевого тренинга, направленного на освоение вариативности формулирования высказывания, осознания коммуникативных эффектов различных языковых форм выражения мысли, составление Я-высказываний могут способствовать преодолению обозначенной проблемы. Участники семинара в интерактивной деятельности познакомились со специальными приемами развивающей работы, способствующих осознанию и развитию средств речевой выразительности  (интонационная выразительность, темпо-ритм, сила звука, тембр голоса, смысловые ударения), а также преодолению страха презентации своих достижений перед аудиторией.

Трудно переоценить влияние турнира ораторов, вернее, цикла традиционных ораторских турниров, на психологический климат школы, группы, на интеллектуальное и социальное развитие детей. Это и способ культивировать речь учащихся, и способ развивать логическое мышление, и усиливать интерес к слову и формировать умение слышать слова и ценить значение каждого слова, и, наконец, это деятельность, предоставляющая огромные возможности проявить ребятам индивидуальные особенности и влиять на характер лидерства в коллективе детей.

          

Развитию умений прислушиваться к аргументации других учеников (например, участников дискуссии) и учитывать их в своей позиции, предъявлению аргументации учеников в соответствии с уровнем развития их морального сознания была посвящена работа с ситуациями морального выбора (дилеммы). Особенность данных упражнений состоит в том, что учащимся необходимо сделать выбор, исходя из своей системы ценностных ориентаций, мотивации деятельности, способности к эмпатии, а также социальной и личностной идентичности.

Наконец, для реализации системно-деятельностного подхода были рассмотрены весьма оригинальные методики, способствующие освоению старшеклассниками различных жанров учебной и внеучебной групповой коммуникации, непременно включающей выражение положительных чувств к сверстникам и другим людям. Психологам был предложен практикум, посвященный вопросам этического воспитания («Праздник», «Подарки», «Именинница»), побуждающий подростков к выражению эмоциональных отношений в собственных поступках, в разнообразных видах деятельности.   

                             

В заключение семинара участники высказали свое мнение по поводу его организации и содержания.

Участник семинара: Огромная благодарность за семинар, особенно – за практику и художественную часть. Семинар содержателен. Материалы разноплановые, полезны для педагогов и психологов. Высокая ориентация на практику. Много ценной и полезной информации, связанной с проведением тренинговой работы по развитию коммуникативной сферы.

Участник семинара: Семинар информативен. Восхищает подбор визуального материала, интерактивное взаимодействие с аудиторией. Все предложенное реально использовать на группах  учеников специализированных классов.

Участник семинара: Получила достаточно много информации для работы как с детьми, так и с родителями, учителями. 100% весь материал может быть использован на практике.

Участник семинара: Огромное спасибо за семинар с полезной информацией для нашей работы. Содержательно. Спасибо за практический материал.

Участник семинара: Содержание семинара актуально для работы именно с одаренными детьми. Спасибо за глубокое погружение в тему и ориентацию на практическую преемственность представленных методик.

Участник семинара: Содержание семинара очень насыщено, актуально для работы в спецклассе. Много дано новых интересных упражнений, которые можно использовать на практике.

Участник семинара: Спасибо огромное, очень важный и полезный материал. Записала много новых и вспомнила старых игр и упражнений. Буду использовать в своей работе! Теплый и уютный прием.

Участник семинара: Спасибо, семинар очень содержательный, показаны доступные упражнения, которые можно использовать в работе. Особая благодарность за предоставленные материалы. Это очень ценно!

Участник семинара: Спасибо большое. Получила много интересной и полезной информации. Очень хороший обмен опытом. Узнаешь что-то знакомое, но с новой стороны.

Участник семинара: Большое спасибо! Умный материал! Очень много практического.

Участник семинара: Записал для себя несколько новых для меня тренингов. Буду проводить с детьми. Спасибо за методический материал.

Участник семинара: Очень содержательно, эмоционально! Отличные практические рекомендации, новые упражнения и игры. Спасибо!

Участник семинара: Очень полезен опыт коллег. Что касается содержания, то часть из них, как мне кажется, не подходит для учеников спецклассов. Не были включены произведения искусства. На мой взгляд в литературе, кино, живописи все нравственные проблемы и эмоциональные состояния отражены максимально полноценно. Практический материал семинара полезен. Спасибо! Особенно ценно взаимодействие и обмен опытом с коллегами.

Участник семинара: Содержательность, новизна, практическая направленность – на высоком уровне. Благодарим за огромную проделанную работу!

 

Е.В. Дёмина,

руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности  ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН»

© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна