Skip to main content

Итоги семинара для педагогов-психологов 18.10.2012

 

«Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН»  18 октября 2012 года провел семинар для специалистов сопровождения специализированных классов.

 

  Для педагогов-психологов образовательных учреждений проекта специализированного обучения прошел семинар «Организация комплексного сопровождения одаренного ребенка через разработку  индивидуального образовательного маршрута». В работе семинара приняло участие более тридцати специалистов сопровождения. Семинар был разработан и проводился в сотрудничестве с Т.И. Кулевцовой, Л.К. Водолазской, специалистами ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», Т.В. Колотовой, зам.дир. по НМР МБОУ СОШ №12, Н.Л. Вершининой, педагогом-психологом ГБОУ Лицей №22 «Надежда Сибири».

 

             

  Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) части учеников специализированного класса (обучающихся с опережающим развитием, одаренных школьников) выступает составляющей проектирования психолого-педагогического сопровождения специализированного обучения. На семинаре было определено понимание таких организационно-содержательных форм индивидуализации обучения ученика специализированного класса как разработка индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной траектории.

  Индивидуальный учебный план представляет собой разбивку образовательной программы по предметам (курсам), срокам, формам усвоения (федеральный, региональный компонент, компонент общеобразовательного учреждения, внеучебная деятельность). В рамках специализированного обучения индивидуальный учебный план содержит набор профильных предметов, факультативных и элективных курсов, выбранных обучающимися с учетом 10-часовой нагрузки второй половины дня в соответствии со своими образовательными потребностями, возможностями и профессиональным самоопределением. Для обучающихся, показавших высокие результаты в отдельных видах учебной деятельности, интеллектуальных состязаниях, олимпиадах, индивидуальный учебный план содержит набор рекомендованных курсов, предполагающих изучение предмета на углубленном  уровне, а также сам перечень мероприятий (олимпиады, конкурсы, турниры), участие в которых планируется в качестве результативности интеллектуальных достижений.  В ходе реализации индивидуального учебного плана с согласия всех участников образовательного процесса в индивидуальный учебный план могут вноситься корректировки (дополнения, изменения) в случае, если они не снижают требований к уровню усвоения основных образовательных программ.

  Как показывает практика различных общеобразовательных учреждений, участвующих в проекте, индивидуальный учебный план может разрабатываться как педагогическим ресурсом школы, лицея, гимназии (учителя-предметники, классный руководитель), так и во взаимодействии со специалистами сопровождения (педагог-психолог, тьютор). Привлечение ресурса педагога-психолога производится в части распределения нагрузки по психолого-педагогическому сопровождению ученика (посещение учеником занятий с психологом, тренингов, специализированных курсов по психологии, индивидуального консультирования), что соотносится с базовым уровнем реализации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ОУ участника проекта.

  В отличие от составления индивидуального учебного плана, разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) осуществляется в проектно-программном режиме и предполагает объединение усилий педагога, педагога-психолога, тьютора, родителей в направлении наполнения содержанием принципа индивидуализации специализированного обучения (вариативный уровень реализации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ОУ участника проекта).

 

Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) 

 

 

  В этом смысле разработка ИОМ ориентировано на:

  •   Включение самого обучающегося в процесс проектирования ИОМ (ученик  как субъект образовательной деятельности):

·         постановку образовательной цели обучающихся с опережающим развитием на учебный год (два/три года);

·         проведении с учеником действий самоанализа и рефлексии - осознания и соотнесения индивидуальных потребностей с внешними требованиями и возможностями ОУ, ВУЗов, СУНЦ НГУ, ОУ специального дополнительного образования;

·         осуществлении совместного с учеником выбора вариантов реализации поставленной цели (предметов федерального, регионального, школьного, специального компонента)  и их конкретизации в составлении маршрутного листа (почасовое распределение недельной нагрузки).

  • Совместное планирование, реализацию, коррекцию и контроль образовательного процесса на основе индивидуального образовательного маршрута обучающимися, родителями (законными представителями), классным руководителем, учителем-предметником, педагогом-психологом.
  • Проектирование ИОМ на основе определения ресурсных возможностей учеников с опережающим развитием, их индивидуально-типологических, возрастных, личностных возможностей и ограничений.

           

Индивидуальная образовательная траектория (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), предполагает несколько направлений реализации: содержательный (индивидуальный учебный план и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Т.е., индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

  Структура индивидуальной образовательной траектории представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Содержательный блок (разработка ИОМ) дополняется  материалами по созданию образовательных условий его реализации. Речь идет о проектировании технологии организации сопровождения в ОУ, которая соотносится с технологией сопровождения одаренных обучающихся в режиме консилиума.

 

        

 

 

 

     

                         

  На семинаре педагоги-психологи анализировали материалы практических разработок школ по составлению индивидуальных маршрутов, сопоставляли данные учебных планов с данными психодиагностического исследования, данными по определению образовательных целей обучающимися. Предметом обсуждения выступила психологическая составляющая индивидуального образовательного маршрута. Специалисты подчёркивали процессуальность характера разработки ИОМ, требующей  внесения изменений, корректировки карты маршрута, высокого уровня согласованности в реализации мероприятий психологической составляющей маршрута между участниками сопровождения. Обсуждалось положение об ИОМ как образовательной программе, в которой основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно - потребностных характеристик.

 

       

 

Е.В. Дёмина,

к.психол.н., руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности  ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН»

 

Презентация семинара ИОМ по одаренным детям 18.10.2012

 

© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна