Skip to main content

Мастер-класс «Организация психолого-педагогического сопровождения специализированного обучения в технологии консилиума»

Педагоги Лицея №13 (п. Краснообск) 26 апреля через проведение мастер-класса показали преимущества организации психолого-педагогического сопровождения учеников специализированного класса в технологии консилиума.

Белые халаты в ординаторской, профессура, принятие решений и определение стратегии..

Возможен и другой, вполне жизненный вариант. Лицей №13 п.Краснообска, реализующий проект специализированных классов для наиболее способных и одаренных школьников. Атмосфера доверительных отношений и сотрудничества, мелодии вместо звонков, щебет птиц в коридорах школы, открытые лица учеников, и, конечно, главное, -  слаженный коллектив педагогов профессионалов, принимающих друг друга, организующих совместную деятельность по выработке индивидуальных стратегий сопровождения одаренных школьников в технологии консилиума. 

Почему именно консилиум? Ученики специализированных классов – академически успешные школьники, добивающиеся значительных результатов в олимпиадах и конкурсов муниципального, регионального уровней. Чаще всего это ученики, не создающие проблему окружающим..  Но, как показывает практика, все же, имеющие свои особые проблемы. Высокая критичность к результатам своего труда и результатам окружающих, конфликтный характер общения, сверхчувствительность, многосторонность (трудно выбрать определенные занятия из спектра возможных), –  только некоторые из трудностей, которые вряд ли могут оказаться незамеченными.

Отметитм, что согласно данным современных психологических исследований относительно восприятия своих школьных проблем интеллектуально одаренными учащимися средних и старших классов (Е.И. Щебланова, ПИ РАО, Москва) сами ученики в качестве проблем своей «одаренности» в школе на первое место ставят такие как перфекционизм (Расстраиваюсь, если моя работа не так хороша, как хотелось бы), многосторонность (Мне трудно выбрать профессию из-за того, что имею хорошие способности  к разным видам деятельности), родители ожидают от меня более высоких достижений, чем от других детей (даже моих братьев и сестер), способность к сверхвозбудимости, сверхчувствительности (когда что-то случается, я сильнее переживаю, чем окружающие меня люди).

Психологическое сопровождение  в своей идее представляет собой метод решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка со школьной средой в каждом конкретном случае. А психолого-педагогический консилиум представляет собой одну из технологий сопровождения, решающих эту задачу. Перед профессиональным педагогическим коллективом, решающим не только вопросы обучения, но и готовым к решению вопросов развития ученика специализированного класса встает дилемма. Скорректировать систему образовательных или нормативных требований, предъявляемых конкретному  школьнику (содержание, объем, организационные приемы) – «приспособить» среду к школьнику ИЛИ усилить работу с самим школьником в плане формирования недостающих навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или общения – то есть «приспособить» школьника к школьной среде?

Работа консилиума призвана решать подобные задачи, задачи индивидуальной стратегии сопровождения ребенка, и, главное, предлагать конкретные пути их решения в условиях специализированного обучения – в мероприятиях, направлениях деятельности педагога и педагога-психолога, родителей, применении педагогических и психологических технологий.

Педагогический коллектив Лицея №13 (п. Краснообск) через проведение мастер-класса успешно показал возможности организации сопровождения учеников специализированного класса в технологии консилиума. С приветствием к участникам мастер-класса, участникам проекта специализированных классов, обратилась директор МБОУ Лицея №13 Надежда Даниловна Лылова, которая рассказала о необходимости и востребованности разработки стратегий сопровождений учеников в условиях специализированного обучения. Работу консилиума по классу моделировали Галина Владимировна Фефелова, зам.директора по НМР Лицея №13, Нина Филипповна Леднева, педагог-психолог, Л. А.Ткачева, классный руководитель специализированного класса, Татьяна Александровна Жителева, учитель физики.

          

 Надо отметить, что стратегия сопровождения учеников специализированных классов в лицее №13 строится на выделении групп сопровождения внутри класса, в зависимости от определения проблем и направлений работы педагогов. Блоки, внутри которых ставятся задачи развития групп детей, определяются сферой взаимодействия учеников со школьной средой: в учебной деятельности, во внеурочной деятельности, в организации взаимодействиями с ВУЗами. Педагог-психолог верифицирует выдвигаемые педагогические гипотезы относительно проблем школьников и определения методов их преодоления в каждом конкретном случае.

 

На мастер-классе были представлены материалы трех консилиумов (ППк) по сопровождению учеников специализированных классов: ППК по формированию специализированного класса, ППк по результатам адаптации обучающихся к условиям специализированного обучения, ППк по итогам первого года обучения в специализированном классе.

 

 

Классный руководитель Л.А. Ткачева представила видение проблем процесса разработки индивидуальных образовательных траекторий учеников, связанных с недостаточным развитием навыков целеполагания  и рефлексии и пути преодоления выделенной проблемы в следующем учебном году.

Учитель физики, Т.А. Жителева проанализировала, насколько эффективно созданная образовательная среда отвечает потребностям развития, реализации творческих способностей ученика. Предметом анализа учителя выступило планирование и организация второй половины дня учащихся, активность включения учащихся в различные виды деятельности и определение перспектив развития образовательной среды. В результате анализа выделилось три группы обучающихся по степени активности включения в различные направления образовательного пространства и связанными с ней трудностями, особенностями развития:

  • Выбирают одно направление развития, направленное только  на академическую успешность и общее интеллектуальное развитие (часть учеников); 
  • Участвуют в разных видах деятельности, им интересен и ТЮФ, и участие в олимпиадах, и собственные исследования, и представление их на НПК, и организация предметных событий (часть учеников); 
  • Дети, практически  не использующие возможности  созданного образовательного пространства (часть учеников).

Для каждой из групп детей определена стратегия их сопровождения в процессе обучения.

В целом организаторами мастер-класса была показана система работы по наблюдению, анализу и интерпретации результатов комплексного психологического обследования учеников специализированного класса, определению «точек разрыва», и, главное, коллегиальному поиску путей педагогического преодоления возникающих трудностей. Комплексность и системный характер работы, реализуемой педагогами лицея № 13 в технологии консилиума, отметили все участники мастер-класса в ходе заключительной рефлексии.

Е.В. Дёмина, к.психол.н.,

руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности «Центра дополнительного образования «ДИО-ГЕН».

           

 

© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна