Skip to main content

Семинар для педагогов-психологов проекта специализированных классов «Развитие эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренных подростков»

Одну из актуальных тем для педагогов и психологов, работающих с наиболее способными и одаренными детьми - «Развитие эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренных подростков», поднял семинар Центра дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН», который состоялся 5 апреля 2012 года в Лицее №22 «Надежда Сибири». Участников проекта специализированных классов встречала педагог-психолог Лицея Вершинина Наталья Леонидовна.

Семинар вели Алевтина Геннадьевна Ряписова, канд.пед.наук, проф., зав. кафедрой психологии и педагогики  ИЕСЭН НГПУ, Екатерина Викторовна Дёмина, канд.психол.наук, рук. направления ППС  ГБОУ ДОД НСО «Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН»» при активном участии 20 представителей ОУ специализированного естественнонаучного и математического обучения - педагогов-психологов, кураторов.

Семинар продолжил тему постановки образовательных задач в работе с одаренными детьми. Речь шла о роли эмоциональной сферы в развитии личности интеллектуально одаренных подростков и связанных с ней поведенческих особенностях учеников.  Повышенная критичность к высказываниям и действиям сверстников и учителя, открытое демонстративно-негативное отношение к изучению непрофильных гуманитарных предметов (к примеру, литературы и истории), доходящее до прецедентов логично аргументированной презентации своего отношения к искусству перед классом после посещения спектакля, узкомотивированность интересов, невозможность побуждения к занятиям, выходящим за рамки своих интересов, проявление только «крайних полюсов» эмоционального реагирования, - те проблемы, которые были озвученные на семинаре  педагогами-психологами, сопровождающими учеников специализированных классов.

Очевидно, что преодоление указанных трудностей развития интеллектуально одаренных подростков связано не только с проведением  таких «узкопсихологических» мероприятий как тренинги, специализированные курсы и консультирование, но требует усиления эмоциональной составляющей содержания обучения в целом. В этом смысле для педагога-психолога важнейшим звеном сопровождения продолжает выступать профессиональное  взаимодействие с учителем в направлении личностной ориентации уроков, содействии в постановки задач опережающего развития и индивидуального подхода к ученику на уроке.

 

Развитие эмоциональной отзывчивости и воспитание культуры чувств может стать значимым для интеллектуально одаренного подростка прежде всего тогда, если они включены в содержание обучения, если отношение ученика к изучаемому и сам предмет изучения становится, по крайней мере, равнозначны.

 

«Благодаря одному только знанию того, что добродетельно и прекрасно, мы ничуть не способнее к осуществлению того же в поступках, точно так, как не становятся здоровее и закаленнее, зная, что такое «здоровье» и «закалка»».

        Аристотель

Каким образом возможно усиление личностного отношения ученика к изучаемому, обогащение его эмоционального развития, расширение репертуара эмоционального реагирования  в условиях интенсивного специализированного обучения? Вот лишь некоторые из известных в методики преподавания, но, к сожалению, не всегда используемых приемов и способов:

  • Дать оценку историко-культурного развития проблемы;
  • Показать социальную обусловленность появления и решения научной проблемы;
  • Представить отношение современников, возможно, научную полемику вокруг проблемы;
  • Охарактеризовать личность учёного, индивидуальные качества;
  • Описать трудности исследования проблемы, способ открытия;
  • Раскрыть социальное значение этого научного закона для жизни людей;
  • Помочь школьнику осознать личностный смыл изучаемого закона
  • Предоставить школьникам возможность вести диалог с крупнейшими учеными, посвятившими жизнь изучению науки (письма, воспоминания, авторские записи);
  • В содержании учебного материала осуществлять межпредметные связи (с литературой, историей, философией, социологией, психологией);

 

Одна из возможных форм усиления эмоциональной и личностной составляющей уроков – использование возможностей интерактивных форм обучения. На семинаре в режиме практикума педагоги-психологи познакомились с методикой проведения таких актуальных в работе с интеллектуально одаренными детьми интерактивных формам как «Сократовская беседа», «Турнир ораторов», «Интеллектуальный аукцион», диспут, ролевая игра, групповой проект. Для активизации эмоциональной сферы подростка во внеурочной деятельности на семинаре предложены методики «Встреча с Гением», «Пять минут с искусством», знакомство с полихудожественным подходом.

Сократовская беседа – одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.  Неслучайно именно эта форма коммуникации активно включается в содержание образовательных программ международных центров работы с одаренными детьми. В частности Институт наук и искусств (Тель-Авив) на протяжении пятнадцати лет использует метод постановки сократовских вопросов в качестве ведущего метода обучения  в междисциплинарных программах для одаренных детей.

Трудно переоценить влияние турнира ораторов, вернее, цикла традиционных ораторских турниров, на психологический климат школы, группы, на интеллектуальное и социальное развитие детей. Это и способ культивировать речь учащихся, и способ развивать логическое мышление, и влияние на характер лидерства в коллективе детей, и интерес к слову и умение слышать слова и ценить значение каждого слова, и, наконец, это деятельность, предоставляющая огромные возможности проявить ребятам индивидуальные особенности.

В заключение семинара в режиме рефлексивных высказываний, участники высказали свое отношение к  его проведению. Ниже приведены некоторые рефлексивные замечания коллег, участников семинара (внесены стилистические правки – Е.Д.):

Участник семинара: Сегодня познакомилась с очень интересным опытом работы и с детьми, и со взрослыми. Понравились формы работы, в которых мы участвовали. Активные методы буду использовать в своей работе. Сильное впечатление произвел фрагмент занятия с реализацией полихудожественного подхода.

Участник семинара: На сегодняшнем семинаре я получила удовольствие от общения с коллегами, от погружения в эту тему, от активной деятельности, от проживания чувств. Спасибо.

Участник семинара: Содержание семинара очень близко содержанию моих занятий с подростками. Мне это очень близко. Сегодня, например, работала с учениками специализированного класса на развитие коммуникативных навыков (мимика, жесты, нравственно-этическая оценка). Сейчас думаю, сколько получила информации, которой еще необходимо дополнить курс. Я обогатилась и содержанием занятий и технологией применения интерактивных методов. Понравились приемы приобщения детей к искусству для развития эмоций. Обязательно включу их в свою деятельность. 

Участник семинара  (куратор): Этот семинар был очень полезен мне и, думаю, что был бы полезен всем: и психологам, и педагогам, и учителям-предметникам… Потому что проблема – действительно актуальная и здесь были предложены конкретные способы ее решения.

Участник семинара: Испытываю глубокую благодарность организаторам семинара (Е.В. и А.Г.). Много интересного, нового, впечатлительного, приятного.

Участник семинара: Тема семинара – «в самую точку»! Много говорят о личностно-ориентированном подходе в обучении, а сегодня мы увидели его воплощение. Проблемы эмоционального развития интеллектуально одаренных подростков очень актуальна для моей работы, стремлюсь изменить их направленность со слабого «Я» на сильное «Мы». Всех искренне благодарю!

Участник семинара: На семинары прихожу всегда «с предвкушением» обсуждения  интересного и важного. И всегда мои ожидания оправдываются, такие встречи очень полезны для практических психологов. Вот и сегодня узнала много нового, интересного, обязательно буду применять.

Участник семинара: Формы и методы работы с подростками, которые мы сегодня применяли, мне кажутся интересными. К интерактивным методам обучения я, в общем-то, отношусь настороженно, но сегодня я убедился, что они вполне пригодны.

Участник семинара: Глубокое чувство благодарности организаторам и ведущим! Почерпнула очень полезную информацию для себя. Эти материалы, непременно, нужны также и учителям-предметникам, классным руководителям. А интерактивные методы, которые сегодня применялись, можно использовать не только с учащимися специализированных классов, но и со всеми школьниками. За это – спасибо.

Участник семинара: Содержание семинара было не только очень интересным и актуальным, но и практико-ориентированным. Я четко вижу: где, когда, какие методы буду использовать в моей деятельности. Пожелание – опубликовать материалы семинаров, чтобы с ними ознакомить учителей.

Участник семинара: Большое спасибо за предоставленную возможность посетить ваш семинар! Очень интересная, очень значимая информация, прекрасно представленная как теоретически, так и практически. Специалисты, с удовольствием сами включаясь в интерактивные формы деятельности, на мой взгляд, охотнее будут использовать это в своей собственной работе. Кроме того, актуальность выбранной темы - "Развитие эмоциональной сферы интеллектуально одаренных детей" не вызывает никаких сомнений. Представленные формы работы - диспут, турнир, сократовские беседы и т.д. предлагают и педагогам отойти от привычных урочных форм, увеличить КПД любого урока и способствуют взаимодействию с детьми на более высоком уровне.

Участник семинара: Рассматриваю семинар в аспекте функций психолога в школе в процессе взаимодействия с учителями: просвещение, консультирование… Глубина взаимодействия с учителем в каждом образовательном учреждении будет зависеть от степени коллегиального взаимодействия. И от позиции, функции психолога в нем – куратор, консультант, организатор. Материалы семинара будут полезны. Спасибо. 

 

Е.В. Дёмина,

руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности  ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН»

Материалы семинара

 

© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна