Skip to main content

Семинар для педагогов-психологов «Наблюдение и анализ урока: образовательные задачи в работе с одаренными детьми»

Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН» («Областной центр работы с одаренными детьми») в первый день весны -  1 марта 2012 г. провёл семинар для педагогов-психологов специализированных классов «Наблюдение и анализ урока: образовательные задачи в работе с одаренными детьми». Специалистов сопровождения гостеприимно встретил Лицей №126  – участник проекта специализированных классов,  встречу организовала педагог-психолог Лицея Андрющенко Елена Геннадьевна.

 

Семинар состоялся при активном участии Алевтины Геннадьевны Ряписовой, канд.пед.наук, проф., зав. кафедрой психологии и педагогики  ИЕСЭН НГПУ, Екатерины Викторовны Дёминой, канд.психол.наук, рук. направления ППС  ГБОУ ДОД НСО «Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН»», 15 представителей ОУ специализированного естественнонаучного и математического обучения - педагогов-психологов, тьюторов, куратора.

Обсуждалась одна из важнейших проблем развития практики психолого-педагогического сопровождения одаренных детей – вопрос профессионального мастерства педагога-психолога во взаимодействии с учителем при сопровождении ученика специализи-рованного класса, направлений сотрудничества с учителем через проведение психологического анализа урока. Предметом обсуждения семинара выступили, прежде всего, возможности урока специализированного обучения в плане определения, постановки и решения образовательных задач, индивидуальных задач развития.

Постановка образовательной задачи связана с осмыслением и проектированием таких составляющих урока как включение мотивационной составляющей учеников, обращение к их опыту и жизненным перспективам, использованием учителем активных методов взаимодействия. Индивидуальные задачи развития наиболее способных детей, как правило, оказываются тесно сопряженными с освоением актуальных для данной группы детей (по наблюдениям педагогов-психологов, - учеников специализированных классов) универсальных учебных действий - формированием регулятивных и коммуникативных компетенций. Именно урок, ежедневно реализуемый и управляемый профессионалом учителем, может и должен стать главным ресурсом не только когнитивного, но и индивидуального, личностного развития ученика. Поэтому одной из важнейших задач деятельности педагога-психолога специализированных классов выступает построение сотрудничества с педагогом, выстроенного, например, по результатам наблюдения урока, - проведение совместной рефлексии педагогических воздействий (удачных, эффективных, малоэффективных с точки зрения, решения индивидуальных задач развития ученика), просвещение в вопросах педагогической психологии, форм и приемов личностно-ориентированного обучения.

  В данном контексте особое внимание на семинаре было уделено целесообразности использования в уроке интерактивных методов  – методов активного обучения, опирающихся, прежде всего, на такие механизмы активности личности, которые связаны с эффектами группового взаимодействия, сотрудничества, совместной деятельности по решению тех или иных образовательных задач, стоящих перед группой обучающихся. Такие методы предполагают интеракции субъектов обучения  – обмен коммуникативными, когнитивными и личностными действиями. В качестве активных методов были рассмотрены дискуссия, игра, тренинг, анализ конкретных ситуаций, метод проектов.

В современной педагогической психологии обосновано, что для всех интерактивных методов обучения характерны следующие общие черты:

  • диалогичность общения, в ходе которого развиваются партнерские отношения, обеспечивается коллегиальность в принятии решений;
  • наличие обратной связи;
  • активность мышления, которая побуждает самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
  • повышенная эмоциональность;
  • рефлексия;
  • высокая результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины ее переработки.

 

В качестве практической части семинара специалистам сопровождения было предложено разработать КАРТУ психолого-педагогического наблюдения урока, отвечающую целям организации сотрудничества педагога с педагогом-психологом в направлении постановки и решения образовательных задач и индивидуальных задач развития. Такая карта опирается на направления деятельности учителя: обращение к субъективному опыту ученика, применение на уроке разнообразного дидактического материала, характер педагогического общения на уроке, активизация способов учебной работы, педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке. Первоначальный вариант КАРТЫ был разработан, но по замечаниям участников семинара, он требует  доработки, которую планируется завершить на апрельском семинаре.

   

   

Ниже приведены некоторые рефлексивные замечания коллег, участников семинара, озвученные после его завершения (внесены стилистические правки – Е.Д.):

 

Участник семинара: Сегодня на семинаре я чувствую интерес, желание продолжить знакомство с современными научными подходами, продолжать общаться с Алевтиной Геннадьевной и друг с другом. Я думаю, что такие семинары полезны не только для психологов, но и для педагогов и администраторов. Хорошо, что в работе сегодня были на практике использованы интерактивные методы.

Участник семинара: Очень хорошее общее впечатление от семинара. Чувствую, как вся информация «разложена по полочкам», произошла работа (и предстоит нам во взаимодействии с учителями) с собственной шаблонностью, стереотипами. На мой взгляд, полезная работа была на семинаре. 

Участник семинара: В ходе семинара я получила эмоциональный всплеск, я буду стараться использовать приемы, которые были здесь показаны, в том числе интерактивные методы. Для меня очевидна их связь с основами коммуникативной культуры, воспитанием нравственности, этических основ.

Участник семинара: Выражаю благодарность Е. В. и А. Г. за организацию семинара. По содержанию четко разделено на два блока. Можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, содержательное общение. Но, вместе с тем, я заметила у некоторых участников разделение позиций на «мы» и «вы».

Участник семинара: Мне так понравилось работать на семинаре, что я задумалась: а не сменить ли мне профессию (педагога, завуча на психолога)?  Очень актуальная, полезная тема обсуждения. Выражаю благодарность Е. В. и А. Г. и всем организаторам семинара. Предлагаю для следующего семинара несколько иное обустройство пространства – круглый стол, чтобы видеть глаза друг друга и успешнее общаться.

Участник семинара: В процессе семинара поняла и выяснила, что несколько забыла «Педагогику», сейчас актуализировались отдельные аспекты, детали, важные для выстраивания взаимодействия с учителем. Задумалась о теории, пока не определилась, что и как конкретно буду применять в работе с учителями. Интерес есть, и это – важный повод для общения с учителями-предметниками.

Участник семинара: Семинар в целом мне очень понравился. Я была эмоциональна, активна. Четко была выстроена структура семинара, этому способствовала тщательная подготовка ведущих. Новым и актуальным для меня стало обсуждение образовательных задач. Жаль, что не все запланированное осуществилось в полном объеме. Для меня пока две части не сложились в целое. Предложение на будущее: раздаточный материал готовить в достаточном количестве, чтобы хватило всем.

Участник семинара: В содержание семинара вошли важные, актуальные проблемы для моей работы.  Мы обсуждали реальные затруднительные ситуации. Получила яркие новые впечатления от общения с коллегами. Уверена, что такая работа будет полезна и учителям. Спасибо.

Участник семинара: Я не помню, чтобы во время обучения в вузе мы изучали эти вопросы, для меня информация была новой. Теория про образовательные задачи после семинара четко выстроилась. Сейчас поняла, что практические приемы мне могут быть очень полезны в общении с учителями, поняла сущность интерактивных методов. Мне не хватило времени, чтобы доработать карту наблюдения и освоить приемы работы с ней.

 

Е.В. Дёмина,

руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности  ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН»

© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна