Большинство фундаментальных идей науки существенно просты и, как правило, могут быть выражены на языке, понятном всем.
Альберт Энштейн
О важности физики, химии и математики вряд ли можно спорить, но вопрос в другом - как заинтересовать, увлечь школьников, показать, как интересен предмет, чтобы у ребят глаза загорелись? Нужно разумное сочетание фундаментальной науки и прикладных знаний. Именно с этой целью 29 марта 2011 года для учащихся, посещающих занятия естественнонаучной образовательной площадки города Черепаново, была организована экскурсия в научно-исследовательские институты Академгородка.
Ребята посетили Геологический музей Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья. Познакомились с экспозициями: «Минерально-сырьевая база Сибири», «Минералы», «Древние фауна и флора Сибири», «Драгоценные и цветные камни». Ребята увидели красивейшие минералы Сибири, сросшиеся полиминералы (друзы), поделки из натуральных камней. С увлечением послушали рассказ экскурсовода о способе добычи, местах нахождения и технологиях обработки и использования минералов. После, кто на удачу, кто просто на память приобрели в музее минералы.
В научно-исследовательском Институте катализа имени Г.К. Борескова, знаменитого фундаментальными и прикладными физико-химическими исследованиями на атомно-молекулярном уровне, ребята встретились с сотрудниками института, ознакомились с современными приборами и установками, посетили уникальные лаборатории, где познакомились с каждодневной работой учёных. Узнали, как современные физико-химические методы и приборы - «тонкие органы чувств» - позволяют безошибочно определять химический состав исследуемых объектов; видеть почти каждый атом поверхности; замечать незначительные изменения и искажения в структуре молекул; улавливать перемещение от одного атома к другому такой маленькой частицы, как электрон; фиксировать процессы, протекающие всего лишь за 10^(–10) - 10^(–14) секунд. Юные исследователи активно интересовались принципами работы необычных для глаза простого человека приборов, задавали вопросы о применении разработок института. Многие вопросы и ответы на них для самих ребят были открытием.
Мнения ребят об увиденном однозначно позитивные:
«… было познавательно, особенно большое впечатление произвело высокотехнологичное и дорогостоящее оборудование. Я расширил свой кругозор в области химии» /Вихляев Василий/;
«… очень впечатлила экскурсия по Институту катализа. Оказалось, что люди просто выполняют свою каждодневную работу, но при этом открывают что-то новое и нужное обществу. Понравился рекламный фильм об институте» /Собченко Дмитрий/;
«…интересным показалось оборудование, например, мощнейший микроскоп, увеличивающий в десятки тысяч раз. Также поражают цены на это оборудование. Удивительно то, что работают там, в основном, молодые люди! Думаю, что за молодыми будущее сибирской науки!» /Львутин Александр/;
«…в школе мы еще только начали изучать химию, но мне и моим одноклассникам очень интересна эта наука. Посмотрев в Институте катализа современно оборудованные лаборатории, коллекцию разработанных здесь катализаторов, необходимых в промышленности, мы поняли, как важна химия в жизни человека. Совсем незнакомые для нас слова, например, «наноструктурированные гетерогенные катализаторы и адсорбенты» стали более понятны после экскурсии. Мы узнали, что здесь свято чтят память академиков, бывших руководителей института Г.К. Борескова и К.И. Замараева, когда посетили их мемориальные комнаты» /Сластухина Виктория/.
Экскурсия стала возможной благодаря поддержке Областного Центра работы с одаренными детьми. Несомненно, проведение подобных совместных мероприятий – это не только возможность расширения детского кругозора, но и важный и эффективный инструмент профессиональной ориентации школьников.
Л.Ф.Сластухина,
заместитель директора Дома детского творчества,
куратор проекта «Образовательная площадка»
Черепановского района Новосибирской области
© "ДИО-ГЕН" Официальный сайт. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна